Как увеличить продажи алкогольной продукции на 80%? На этот непростой вопрос ответил директор по развитию, руководитель направления мерчандайзинга Gradus Евгений Акентьев. Он выступил на международной выставке FOOD Expo-2024.
FOOD Expo — выставка в области Retail и HoReCa. Участниками трехдневного мероприятия станут более 20 тыс человек, 350 компаний со всего мира представляют свои продукты, а для специалистов отрасли организована обширная деловая программа, в которой и принял участие Евгений Акентьев.
Как отметил директор по развитию, руководитель направления мерчандайзинга Gradus, вино традиционно является сложным для продажи продуктом, и главная причина — нехватка кадров. Специалистов, способных презентовать благородный напиток, в большинстве торговых точек просто нет, не говоря уже о профессионалах, которые хорошо разбираются в вине и могут «повести» покупателя за собой. Причем острая нехватка грамотного персонала ощущается не только в федеральных сетях, но и в специализированных алкогольных магазинах.
«Профессия кавист».
По подсчетам аналитиков Gradus, в России насчитывается не более тысячи продавцов среднего уровня, работающих в винных отделах или магазинах. В то время как актуальная потребность рынка — минимум пять тысяч высококвалифицированных специалистов и еще более пятнадцати тысяч сотрудников зала, способных провести простую презентацию.
Хорошее вино пьют люди, привыкшие к определенному уровню сервиса. Неподготовленный продавец не сможет даже нормально презентовать благородный напиток, не говоря уже о том, чтобы точно «попасть» с рекомендацией, подстроиться под уровень экспертизы, расположить к себе клиента и выстроить с ним долгосрочные доверительные отношения.
Эксперт, которого так не хватает рынку, называется «кавист» (с французского caviste — рабочий, смотритель погреба) — это специалист по алкоголю, в первую очередь, вину, который занимается хранением, репрезентацией и продажей напитков.
Всем гостям приличных ресторанов знакомы сомелье, но это хотя и похожая, но все-таки другая профессия. Сомелье дегустирует вино и сервирует его под конкретное блюдо из ресторана, а кавист продает закрытую бутылку, то есть должен изначально знать все основные характеристики вина: регион происхождения, вкус, аромат, возможные ассоциации, плотность и т.д.
Кависты востребованы не только в специализированных алкогольных бутиках, но и в крупных сетях, в которых тоже представлены вина разных категории, в том числе среднего и высокого ценового сегмента.
Как отметил Евгений Акентьев, в условиях перенасыщенного рынка и плотной конкуренции необходимо делать упор на повышение клиентоориентированности и качества обслуживания. В 90 % случаев, покупая какой-либо товар, потребитель оплачивает и стоимость сервиса, включенную в итоговую цену.
Такая политика приносит свои ощутимые плоды. По данным экспертов РА Gradus, в тех магазинах, где работают квалифицированные кависты, продажи вина увеличиваются на 80 %.
А такие цифры продаж оказывают заметное влияние на отрасль в целом и позволяют обеспечить устойчивое развитие не только российских винодельческих предприятий, но и дистрибьюторов.
Именно поэтому Gradus ставит для себя амбициозную задачу по формированию кадрового резерва кавистов. Компания занимается профессиональным подбором, подготовкой, обучением и лицензированием этих специалистов. А также обеспечивают ретейлеров и производителей профессиональными кадрами.
В партнерстве с винной школой «Энотрия» и Ассоциацией Кавистов РФ Gradus разработал цикл обучающих курсов, пройдя который и сдав экзамен, сотрудник получает необходимые профессиональные навыки и диплом кависта.
Учится этому мастерству приходят в основном студенты сельскохозяйственных, пищевых, туристических вузов, официанты, бармены, работники торговых залов и те, кто хочет освоить интересную, хорошо оплачиваемую и очень востребованную профессию.