Прогнозы от агентства «Планограмма»
Тренды мерчандайзинга в 2025 году будут тесно связаны с ситуацией в экономике и на рынке труда. Главный вызов последних лет — дефицит кадров. Он значительно влияет на ретейл, как и инфляционные риски, о которых все чаще дискутируют в последнее время отечественные экономисты. Рассмотрим, как эти и другие факторы повлияют на работу мерчандайзеров в будущем году.
Как изменится планограмма?
Один из трендов будущего года — персонализация. Она скорректирует подход к работе с планограммой. Ряд крупных сетевых ретейлеров разрабатывают планограммы под конкретные торговые точки. Сейчас наблюдается все большая зависимость от конкретной локации и потребительского спроса именно в ней.
Кроме того, продолжает развиваться автоматизация. Так, в современных магазинах активно применяется дифференциация магазинов по продажам. Стеллажи все чаще снабжаются автоматическими системами анализа, чипами, QR-кодами, по которым мерчандайзеры получают актуальную информацию по выкладке товаров.
Современный мерчандайзер оперирует аналитикой, которую получают при помощи автоматизированных средств анализа продаж, движения товара на полке, потребительского спроса. В 2025 году все больше будут развиваться BI-системы. Уже сейчас их используют для составления планограмм на основе прошлых продаж, распределения «горячих» и холодных зон в магазинах.
Таким образом, выкладка товаров все больше будет зависеть от конкретной локации и потребительского спроса в конкретном месте. А спрос будет рассчитываться на основе аналитики, полученной при помощи специальных программ.
Еще больше автоматизации
Еще один аспект, который затронула автоматизация, — работа с поставщиками, анализ складских запасов и поведения клиентов. При помощи Business Intelligence аналитики можно более точно рассчитать объемы поставок, спланировать работу со складскими запасами и проанализировать покупательское поведение.
Для персонализации предложения используются ERP-системы. Они анализируют покупательское поведение. Маркетолог выгружает эту информацию и формирует предложение. Таким образом, покупатель получает информацию о скидках, акциях, поступлении новых товаров на основе его прошлых покупок.
Для выкладки товаров в следующем году все чаще будет использоваться автоматический мерчандайзинг и построение 3D-моделей. С их помощью можно эффективнее использовать торговое пространство. Эти инструменты провоцируют покупателей больше взаимодействовать с полкой, улучшают видимость товаров, увеличивают количество импульсивных покупок.
Схемограммы вместо планограмм
Некоторые торговые сети начали внедрять схемограммы в 2024 году, в 2025 эта тенденция только усилится. Схемограмма отличается от планограммы тем, что в ней нет подробного описания, что и как должно быть выложено на полке. В данном случае расположение SKU представлено лишь схематично.
В ней отражаются бренды, доля полки для товаров того или иного бренда, места для размещения товаров. Это позволяет сэкономить на штате. Схемограммы нужно менять реже в два раза, а значит, и трудовых ресурсов нужно в два раза меньше. При этом ее выпустить проще и быстрее, чем планограмму.
Чем меньше, тем лучше
Маркетологи заметили, что еще несколько лет назад все большей популярностью стал пользоваться новый формат магазинов — ultra convenience. Он меньше, чем привычные гипермаркеты. Площадь — от 50 до 100 кв. м. Рассчитан на рост трафика в больших городах. Еще такие торговые точки называют «магазинами у дома», «магазинами шаговой доступности» и т.п.
Такой формат серьезно повлияет на мерчандайзинг. Как правило, в таких магазинов нет склада, а значит, товар быстро обновляется. Погрузка идет через вход в торговое помещение, а значит, нужно, чтобы торговое оборудование было максимально компактным, а у входа было по минимуму POSM.
Отсутствие склада и регулярное обновление товара ведут к тому, что мерчандайзер должен тщательно продумывать логистику, вовремя оформлять заказы товара и значительно чаще обновлять товар на полках.
Что делать с дефицитом кадров?
Дефицит сотрудников продолжает увеличиваться с каждым годом. Особенно это актуально для линейного персонала, в частности для мерчандайзеров. Эта позиция — одна из самых быстро сменяемых в ретейле.
Для того чтобы выжить в схватке за рабочие руки, следует придерживаться нескольких простых, но очень действенных правил. Все начинается с описания вакансии. Если все верно оформлено, соискатель сразу может найти информацию об обязанностях и вознаграждении, шанс отклика растет.
Необходимо быстро реагировать на запросы от соискателей. Среднее время реакции должно составлять 15 минут. Рынок труда диктует свои условия — сотрудника могут перехватить конкуренты буквально в течение часа.
В тексте вакансии нужно использовать ключевые слова. По ним алгоритмы подбирают сотрудников. С другой стороны, непосредственно соискатели будут чаще находить ваше объявление, если в нем правильно использованы ключевые слова.
Если персонал ищет крупная торговая сеть, она будет массово публиковать объявления. Разные рекрутинговые платформы предлагают услуги менеджеров по подбору персонала. Они помогут быстрее справиться с подобной задачей.
Менеджеры могут отследить время активности кандидатов, понять, на какие объявления они лучше реагируют, что их привлекает в работодателе. Вся информация вроде на поверхности. Но, например, большинство работодателей не разбирает отклики по выходным. А вот, согласно статистике, это время, когда соискатели проявляют повышенную активность.
Чтобы быть привлекательным для соискателей, следует работать над своим брендом: в социальных сетях, на отзовиках, на разных информационных площадках. Чем известнее бренд, чем лучше у него репутация, тем легче ему найти сотрудников в текущих условиях на рынке труда.