+
/ Dark stores: тёмная лошадка ритейла

Dark stores: тёмная лошадка ритейла

Dark stores: тёмная лошадка ритейла
15.10.2019 13:40:27
Статьи

Сектор онлайн-торговли растёт, и всё больше российских ритейлеров запускают собственные интернет-магазины. Вместе с онлайн-торговлей на рынке появляются и дарк-сторы (dark store). Что это за формат и какие у него особенности? Рассказываем.

Dark store (в английском можно встретить названия dark supermarket или dotcom centre) – это магазин-склад для обслуживания интернет-заказов. В его ассортименте – еда и товары первой необходимости. Некоторые dark stores имеют пункты выдачи заказов, остальные работают только на доставку.

Зачем dark store ритейлеру?

Dark store на вооружении у торговой сети – это сразу два важных преимущества перед конкурентами: скорость и свежесть.

Собирать заказы быстрее позволяет удобно организованное пространство внутри магазина и оптимальные маршруты комплектовщиков, рассчитанные компьютером. Оперативная доставка возможна благодаря удобному расположению магазина-склада: в хорошей транспортной доступности от потенциальных покупателей.

Второе преимущество – свежесть – следствие первого: овощи, фрукты, сырые мясо и рыбу нужно доставлять очень быстро, только тогда они сохранят свои свойства.

Что внутри?

Внутри «тёмный» супермаркет похож на обычный, разве что без привычной рекламы. Стеллажи забиты товарами FMCG-категории: макароны, детское питание, молочные продукты, бакалея, бытовая химия. Могут быть оборудованы зоны для выпечки хлеба или пиццы, изготовления нарезки, разделки рыбы и мяса.

Посетителей здесь не встретишь: между стеллажами курсируют комплектовщики, да и те не всегда, ведь некоторые западные продавцы полностью автоматизировали процесс сборки заказа.

Пространство организовано аккуратно: аллеи пронумерованы, каждому товару соответствует номер ячейки. Везде висят видеокамеры, фиксирующие нарушения и инциденты.

В чём отличие dark store от распределительного центра?

Крупные склады, как правило, расположены за городом, вдали от покупателей, поэтому они не могут быстро обслуживать онлайн-заказы, а клиенты и категория продукции требуют оперативности. Кроме того, на сборку одного заказа в распределительном центре уходит много времени, потому что он сам по себе огромный.

Формат dark store предъявляет меньше требований к помещению, чем организация большого склада: открыть его проще. Dark store – отличный способ использовать площадь закрывшегося супермаркета!

Российский опыт

Амбассадором нового направления в России стала X5 Retail Group. Сеть супермаркетов «Перекресток» уже запустила три магазина-склада: в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

С 2017 года онлайн-заказы обслуживались исключительно в гибридных супермаркетах, которые одновременно торговали в розницу и служили складом. Первый dark store сети открылся в феврале 2018 года, второй – осенью того же года, третий – в августе текущего. Благодаря нововведению интернет-магазин «Перекрестка» в первом полугодии 2019 года продал в 4,5 раз больше товаров, чем за аналогичный период в 2018 году.

Эффективно управлять огромным складским пространством помогает специально разработанная для «Перекрестка» система. Программа отслеживает наличие товара, видит, сколько единиц ожидает отгрузки, назначает задания комплектовщикам. Смартфоны водителей связаны со складской системой, поэтому есть возможность внести изменения в заказ уже в процессе доставки.

При проектировании склада в Подмосковье «Перекресток» опирался на полученный ранее опыт: новый dark store гораздо просторнее, чем первые два. В перспективе он способен вместить до 50 000 SKU. Только зона фреша занимает 400 кв. м, что позволит удовлетворять спрос потребителей, всё чаще приобретающих свежие продукты онлайн.

Товары размещены на двух уровнях: вверху – менее востребованные, внизу – предметы высокого спроса. Работает зона кросс-докинга для получения товаров партнёров и отправки клиентам.

Ритейлер возлагает большие надежды на онлайн-сегмент в структуре продаж сети: к концу 2019 года он планирует обслуживать 8500 заказов в день, а в 2020 году выйти в лидеры в сегменте дистанционных продаж продуктов питания, обогнав знаменитый «Утконос».

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Нажимая кнопку "Подписаться на рассылку", я принимаю условия Пользовательского
соглашения и даю своё согласие Merchandising.ru на обработку моих персональных данных,
в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных",
на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности